avangard-pressa.ru

Постановка задач решения проблемы - Педагогика

В работе, как правило, формулируется НЕСКОЛЬКО ЗАДАЧ, связанных с различными АСПЕКТАМИ ОБЩЕЙ ПРОБЛЕМЫ исследования:

развитие теоретических положений предмета исследования проведение испытаний разработка новых методов экспериментальных проверок определение рекомендаций по использованию новых знаний

Задачи в процессе решения проблемы:

Выяснить те аспекты теоретических понятий, которые используются в данном исследовании.

Провести анализ практических проблем на уровне теоретического знания и тем самым обеспечить научное обоснование его результатов, выводов и рекомендаций.

Обеспечить измерение и регистрацию изучаемых явлений с помощью количественных, статистических показателей.

Поставленная проблема должна быть отражена в формулировкецели исследования во введении к работе. В свою очередь, цель определяет тактику исследования - последовательность конкретных шагов- исследовательских задачпосредством которых проблема может быть решена.

Вариант решения проблемы, составляющий само содержание работы, первоначально кристаллизуется в виде основной гипотезы исследования (см. схему). Это пробное решение, которое необходимо проверить и доказательно обосновать в тексте работы. Этой задаче в конечном счете и служит работа с литературой.

ВЫБОР ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ ОБЗОР ЛИТЕРАТУРЫ ПОСТРОЕНИЕ ГИПОТЕЗЫ ВЫБОР ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЙ определение методов проверки гипотезы: • эксперименты, • опросы общественного мнения, • наблюдения за поведением людей в определенных ситуациях, • изучение существующих результатов и исторических свидетельств и т. д.). СБОР ДАННЫХ (сбор и регистрация данных в соответствии с особенностями исследовательского проекта) АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ (поиск значимых связей между фактами, выявившимися в ходе исследований) ВЫВОДЫ

Метод научного исследования– система умственных и (или) практических операций (процедур), которые нацелены на решение определенных познавательных задач с учетом определенной познавательной цели.

Виды методов научного исследования

теоретические эмпирические

Теоретические методы исследования:

Абстрагирование- метод исследования, заключающийся визолированном рассмотрении одного выделенного параметра при неучитывании всех остальных.

Анализ - метод исследования, предполагающий такую мыслительную операцию, при которой исследуемый процесс или явление разделяются на составляющие для их специального и углубленного самостоятельного изучения.

Аналогия- мыслительная операция, при которой подбирается подобие, прототип.

Дедукция - мыслительная операция, предполагающая развитие рассуждения от общих закономерностей к частным фактам.

Индукция- мыслительная операция, основанная на логике обобщения частных фактов.

Классификация- теоретический метод изучения изучаемых объектов, фактов, основанный на упорядочивании явлений по отношению друг к другу.

Конкретизация - процесс, обратный абстрагированию, предполагает нахождение целостного, взаимосвязанного, многостороннего объекта.

Моделирование- метод исследования, предполагающий построение модели.

Обобщение - одна из важных мыслительных операций, в результате которой выделяются и фиксируются относительно устойчивые свойства объектов и их отношений.

Синтез - мыслительная операция, в ходе которой из выявленных элементов и фактов восстанавливается целостная картина.

Сравнение– метод исследования, предполагающий сопоставление объектов с целью выявления их сходства и отличий, общего и особенного.

Эмпирические методы исследования:

Беседа - метод исследования, предполагающий личный контакт с отвечающим.

Наблюдение- наиболеё информативный метод исследования, позволяющий увидеть со стороны изучаемые процессы и явления, доступные для восприятия.

Обследование - это изучение исследуемого объекта с той или иной мерой глубины и детализации, что определяется целями и задачами исследования

Опытная работа- метод внесения предварительных изменений, инноваций в процесс в расчете на получение болеё высоких его результатов.

Эксперимент- общий эмпирический метод исследования, в основе которого строгий контроль за изучаемыми объектами в управляемых условиях.

СОДЕРЖАНИЕ ПОНЯТИЯ «ПЛАН НАУЧНОЙ РАБОТЫ»

План научной работы отражает в концентрированном виде его суть. Это схематическое выражение того, что хочет сказать автор. План в процессе исследования может меняться, т.к. могут быть найдены новые аспекты изучения объекта и решения научной задачи.

План может быть простым или сложным. Простой план содержит перечень основных вопросов. В сложном плане каждая глава разбивается на параграфы.

Иногда составляют комбинированный план, где одни главы разбиваются на параграфы, а другие оставляют без дополнительной рубрикации

Программа исследования– это ясное представление о сущности и структурных частях предстоящей работы над конкретной темой.

ПРОЦЕССУАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ПЛАНИРОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Выяснить идентичность, определить возможности и ресурсы, которые можно использовать для деятельности, а также перспективы развития.

2.Определить смысл деятельности, который заключается в удовлетворении идеальных духовных потребностей и оптимизации функционирования общества, создании оптимальных условий для свободного саморазвития и самореализации каждого человека и каждой группы людей в интересах общего блага. При этом важно определить объект деятельности и предмет (угол зрения на объект). Выбранный смысл является стратегией и содержанием деятельности.

3.Найти цели деятельности (тактика): поэтапная реализация конкретных задач.

4.Установить принципы деятельности: историзм, полицентризм, многомерность, единство традиций и обновления, взаимосвязь интеграции и дифференциации, ценностная толерантность, диалогичность, легитимность, гуманность.

5.Выбрать направления деятельности: выбираются в зависимости от объекта и предмета деятельности и должны обеспечить всестороннее воздействие на него, или, по крайней мере, должны быть затронуты
важнейшие стороны объекта.

6.Сформулировать задачи деятельности: конкретные проблемы и вопросы, которые нужно решить, чтобы в конце деятельности получить ожидаемые результаты и воплощение стратегического смысла деятельности в соответствующих направлениях.

ТРЕБОВАНИЯ К ПЛАНУ

а) вопросы должны соответствовать выбранной теме и не выходить за её пределы;

б) вопросы темы должны располагаться в логической последовательности;

в) в план должны быть включены вопросы темы, отражающие основные аспекты исследования;

г) тема должна быть исследована всесторонне.

ВИДЫ ПЛАНИРОВАНИЯ

Рабочий план- черновой набросок исследования, который в дальнейшем обрастает конкретными чертами.

Непременным условием пригодности рабочего плана является логическая связь между последовательными разделами.

План-проспект- реферативное изложение расположенных в логическом порядке вопросов, по которым в дальнейшем будет систематизироваться весь собранный фактический материал.

Календарный план– упорядоченное изложение основных этапов научно-исследовательской работы в соответствии с планом (программой) исследования, календарными сроками, материальными затратами (план-график) выполнения работ

ПРИМЕРНЫЙ КАЛЕНДАРНЫЙ ПЛАН НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

№ п\п Основное содержание этапа работы Результаты Срок выполнения Определение предмета исследования Выбор темы 25 сентября Знакомство с библиотечными фондами и электронными ресурсами Составлен библиографический список сентябрь Утверждение темы научной работы у руководителя Тема утверждена, назначен научный руководитель октябрь Сбор и изучение источников и документов Найдены и прочитаны документы и источники, дополнен библиографический список, подготовлены выписки, конспекты, рефераты сентябрь — январь Определение структуры работы Составлен план научной работы к 15 октября Написание отдельных частей Написан обзор источников и литературы, выполнены черновые наброски отдельных разделов работы обзор - 1 дек.; 1- гл. - 1 янв.; 2- гл. - 1 февр.; 3 гл. - 1 марта Формулирование общих выводов работы Сформулированы выводы каждой части работы, написано заключение 15 марта Написание текста тезисов доклада Подготовлены тезисы и сданы руководителю 15 марта Уточнение названия, целей, основных задач и соответствие их выводам Написано введение, внесены коррективы в название, формулировки целей и задач работы 30 марта Подготовка предварительного варианта текста работы и представление руководителю Письменное оформление предварительного текста 1 апреля Внесение поправок Учтены замечания научного руководителя 10 апреля Оформление работы Напечатан окончательный вариант 20 апреля Выступление с докладом на конференции Состоялось выступление 24-25 апреля Сдача работы Работа сдана 30 апреля

Студент должен уметь так выстроить логическую очередность выполнения работы, чтобы она в установленные сроки привела к достижению поставленной цели и решению научной задачи. В работе необходимо выделить главное, на чем следует сосредоточить внимание в данный момент, но вместе с тем нельзя упускать из поля зрения детали.