avangard-pressa.ru

Память 12 / 25 марта (Серб.)[8], 30 октября / 12 ноября - Политология

Св. Стефан Драгутин. Фреска 1296 г., Ахилиевский храма, Арилье.

Сын короля Сербского Стефана Уроша I и внук первовенчанного короля святого Стефана, инока Симона. Его окружала семья святых - его мать Елена, дяди Владислав и Савва, брат Урош Милутин и сын Стефан Урошич прославлены Православной Церковью.

Однако, в молодости Драгутин запятнал себя бунтом против отца, когда тот намерился оставить престол младшему брату Драгутина, Милутину. Драгутин, отстаивая своё первородство, вызвал междоусобицу и с помощью Венгрии нанёс поражение своему отцу, который, спасаясь бегством, укрылся в Драче (ныне Дуррес, Албания), где и скончался в 1277 году. Завладев престолом в 1276[9] году, Драгутин воспринял царственное имя рода Неманичей - Стефан.

Недолго он правил Сербией. Однажды он сломал ногу и это пробудило в нём совесть, укор которой не оставлял его до конца дней. Под нравственным воздействием своей святой матери Елены он раскаялся в

своем возмущении против отца[10]. В 1282 году он отказался от королевской власти и титула, уступив Сербский престол Милутину.

Сам он взял себе в удел Срем - северные сербские области Мачво, Кучево и Браничево. Тут, усмирив восстание Дермана и Куделина, он жил до своей кончины пользуясь титулом короля Сремского. Он много трудился над обращением к истинной вере еретиков-богомилов, стал строить церкви и щедро раздавать милостыню. Между прочим он посылал дары и храмам России, быв ранее в дружеской связи с великим князем Василием Ярославичем. По известию духовника короля, после немногих годов супружества, он не касался тела своей жены, а жил с ней, как брат с сестрой. Когда нужно было бороться со внешним врагом, он объединял силы с Милутином. Так, во время татарского нашествия в 1285 году, короли встали на защиту сербской земли и вместе прославили память святителя Арсения Сремца, которому была приписана чудесная помощь в их победе над противником.

Драгутин продолжал усугублять свой подвиг в тайне. Он стал отшельничать, затворяясь в выкопанной собственноручно яме-могиле, где совершал тайные подвиги. Здесь были набросаны камени и черепа. Там он

проливал он слезы о грехах и проводил ночи в молитвах; когда от утомления засыпал, острые камени скоро пробуждали его. Грубая веревка из тростника, которую он носил на голом теле под одеждой, глубоко въелась в его плоть. За его великое покаяние Бог простил его прегрешения и прославил короля. Перед кончиной он принял монашество с именем Феоктист. Кончина его последовала 12 / 25 марта 1316[11] года. Когда готовили его к погребению «обретоша его препоясавшася острою тростью по нагу и во власяное вретище облеченна и тростину влепшуся до внутренния кости; хотяще отъяти от тела его, не возмогоша и на мнозе мыюще водою едва разлучиша оную от тела сего блаженнаго».

Семья

Молитвословия

Тропарь, глас 4

Боже́ственнаго стра́ха огне́м ду́шу свою́ распали́л еси́,/ очи́стився покая́нием и украси́вся кро́тостию и смире́нием,/ восте́кл еси́ к невече́рнему Све́ту Христу́,/ преподо́бне о́тче Феокти́сте,/ и ны́не, трисо́лнечным све́том озаря́емь,/ на Небеси́ лику́еши,// моли́ о на́с, ве́рою почита́ющих че́стную па́мять твою́.

Кондак, глас 7

Ве́рою и́стинною украше́н бы́в,/ просия́л еси́ доброде́тельми,/ хра́мы и оби́тели ще́дро украша́л еси́,,/ богоми́лов же душетли́ельную е́ресь искорени́л еси́,/ сего́ ра́ди вопие́м ти́:/ преподо́бне Феокти́сте, блаже́нне,/ со все́ми преподо́бными предстоя́ Христу́,// моли́ся о все́х на́с.

Использованные материалы