avangard-pressa.ru

Палаты – совет федерации и гос. Дума - Право

Часть 2 ст.96 Конституции делает отсылку к федеральному закону, который определяет порядок формирования Совета Федерации. Федеральный закон «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации», вступивший в силу в декабре 1995 г. закрепил способ формирования Совета Федерации путем замещения постов членов Совета Федерации главами органов исполнительной и законодательной власти субъектов РФ по должности.

Назначение члена Совета Федерации предусматривается только в случае, если орган законодательной власти субъекта РФ состоит из двух палат. Тогда обе палаты совместным решением назначают своего представителя - члена Совета Федерации. Состав Совета Федерации будет постепенно обновляться по мере проведения выборов в органы государственной власти субъектов РФ.

В отношении Государственной Думы, численность депутатского корпуса зафиксирована в ч.З ст.95 Конституции - 450 человек часть 2 ст.96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок выборов депутатов Государственной Думы. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов.

Депутаты государственной думы избираются населением путем прямого тайного голосования.Из них 225 депутатов избираются по одномандатным(один округ – один депутат)избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одномандатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства.

К компетенции Совета Федерации отнесено утверждение из­менения границ между субъектами Федерации, причем реше­ние по данному вопросу палата вправе принимать только при наличии взаимного согласия самих субъектов об изменении их границ. В исключительном ведении Совета Федерации нахо­дится решение вопроса о возможности использования Воору­женных Сил Российской Федерации за пределами ее террито­рии. Данный вопрос может возникнуть в связи с отражением агрессии против России, а также при выполнении миротворче­ских задач. Совет Федерации принимает также постановление о назначении выборов Президента в одном из двух случаев: когда истекает срок полномочий Главы государства (очередные вы­боры) или когда должность Президента освободилась досрочно (внеочередные выборы). К исключительному ведению Совета Федерации отнесено принятие решений по формированию со­става таких федеральных органов, как Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, а также назначе­ние и освобождение от должности Генерального прокурора Рос­сийской Федерации. По вопросам, отнесенным к ведению Со­вета Федерации, данная палата выносит постановления, кото­рые принимаются абсолютным большинством голосов состава Совета.

К ведению Государственной Думы относятся следующие вопросы:

• она дает согласие Президенту на назначение Председателя

Правительства — кандидатуру на эту должность в Думе пред­ставляет сам Президент, либо его полномочный представитель;

• решает вопрос о доверии Правительству, которое несет юри­дическую ответственность перед парламентом. Вопрос о дове­рии Правительству может решаться Думой по собственной ини­циативе, либо по просьбе Председателя Правительства;

• назначает на должность и освобождает от должности клю­чевые фигуры в нашем государстве — Председателя Централь­ного банка, который назначается Думой сроком на четыре года, инициатива в подборе данной кандидатуры принадлежит Пре­зиденту. Таким образом, полномочия Государственной Думы по

назначению Председателя Центробанка состоят в принятии или

нет предложений Президента по этому вопросу;

• назначает Уполномоченного по правам человека (деятель­ность которого состоит в своевременной защите личности от злоупотреблений государственных органов и должностных лиц);

• объявляет амнистию — это исключительная компетенция Рос­сийской Федерации в лице Государственной Думы. Субъекты Фе­дерации данный вопрос решать не могут. Амнистия — это пол­ное или частичное освобождение от наказания лиц, которые со­вершили преступление, либо замена наказания на более легкое;

• выдвигает обвинение против Президента для отрешения его

от должности. Только Государственная Дума может выступать ини­циатором процедуры импичмента. По вопросам, отнесенным к

ее ведению Государственная Дума принимает постановления.

22.Органы исполнительной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Исполнительные органы государственной власти (правительства, министерства)– органы, призванные обеспечить реализацию политики государства и исполнение законов, принятых представительными органами государственной власти.

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.

2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:

а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;

б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;

в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;

г) осуществляет управление федеральной собственностью;

д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;

е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;

ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.

23. Органы судебной власти: порядок образования, структура, компетенция.

Органы судебной власти – государственные учреждения, осуществляющие правосудие. Осуществляют контроль и надзор за исполнением законов и подзаконных актов, решают споры о праве, применяют санкции за правонарушения.

Согласно ст. 120 Конституции «суды независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону». Суд, установив при рассмотрении дела несоответствие акта государственного или иного органа закону, принимает решение в соответствии с законом.

В Конституции РФ закреплен принцип несменяемости судей. Полномочия судьи могут быть прекращены или приостановлены не иначе как в порядке, определяемом федеральным законом.

Правосудие - осуществляемая судами деятельность по рассмотрению и разрешению гражданских и уголовных дел, и вынесение по ним законных и обоснованных решений. Эту функцию осуществляют федеральные суды общей юрисдикции, федеральные арбитражные суды и мировые судьи.

Конституционный контроль- осуществляемая Конституционным Судом РФ деятельность по обеспечению соответствия Конституции РФ законов и иных нормативных актов высших органов государственной власти и действий высших должностных лиц.

Организационное обеспечение деятельности судов- эта деятельность по обеспечению нормального функционирования судебных органов. Эту функцию осуществляют Служба судебных приставов Министерства юстиции РФ, иные службы Министерства юстиции РФ, Судебный департамент при Верховном Суде РФ и др.

Прокурорский надзор -это осуществляемая прокуратурой деятельность по предотвращению и пресечению нарушений закона с помощью мер прокурорского реагирования.